О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

Изучение и анализ проекта федерального закона №145626-5 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» позволяют сделать следующие выводы. 

Проект федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» является очень актуальным на данный момент. Законопроект содержит ряд позитивных положений для эффективного функционирования российского фондового рынка, повышения доверия к нему инвесторов, формирования честной конкуренции среди участников рынка. Проект Закона определяет:

  • Понятие инсайдерской информации;
  • Блок полномочий регулятора;
  • Требования к раскрытию инсайдерской информации;
  • 4)Правовые основы контроля за использованием инсайдерской информации.
  • Но все же ряд положений проекта Федерального закона требует доработки, в том числе в части устранения или корректировки положений, способствующих созданию условий для проявления, а именно:

а) положений, связанных с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;

б) положений, связанных с наличием правовых пробелов.

Также следует обратить внимание на п. 8 ст. 7 проекта Закона об отсутствии оснований для признания совершения операций с использованием инсайдерской информации недействительными, ст. 168 ГК РФ. Следует иметь в виду, что в данном случае термин «операция» соотносится с термином «сделка». Необходимо внести изменения, касающиеся недействительности сделок (операций), совершенных с использованием инсайдерской информации.

В проекте Законе, отсутствует определение понятия «инсайдер». В ст. 4 проекта Закона перечислены лица, которые относятся к инсайдерам, однако само определение отсутствует.

В соответствии с п. 4. ст. 1 проекта Закона, требования к порядку использования и защиты инсайдерской информации, относящейся к сведениям, составляющим государственную и налоговую тайну, а также ответственность за нарушение указанного порядка устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Вместе с тем отсутствуют аналогичные ссылки на Федеральный закон от 29.07.04 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне".

Относительно положений заключения, направленного Центральным Банком России, сообщаем, что, по нашему мнению, требования о предоставлении документов и др. требования, установленные Законом, направлены не на ущемление статуса Центрального Банк России, а на скорейшие установление правопорядка и справедливости в связи с проверками о возможном использовании инсайдерской информации. Установление ст. 1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"  (далее – закон о Центральном Банке) «независимости» Центрального Банка России, не предполагает его исключение из правовой и государственной системы Российской Федерации, а, значит, допускает исключения, установленные Законом о Центральном Банке, в той мере, насколько это необходимо для реализации Конституции России. Вместе с тем, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2003 № 45-О, упомянутом Центральным Банком, отмечается именно о гарантиях предотвращения возможного необоснованного вмешательства в осуществление Центральным банком Российской Федерации своих функций со стороны других органов государственной власти. Учитывая отсутствие признака необоснованности, считает положения Закона в части требований к Центральному Банку России допустимыми. 

На основании настоящего заключения Группа компаний «Консалтум» считает принятие проекта федерального закона № 145626-5 позитивным фактом, но при этом считает необходимым устранить обозначенные экспертами замечания. 

 

Яндекс.Метрика