Навязчивая реклама — можно ли бороться юридически? Разбираемся с юристами Группы компаний «Консалтум»
Фото: Global Look Press/Valentin Wolf

Шансы в каждом конкретном случае индивидуальны в зависимости от обстоятельств ситуации.

Анализ антимонопольной практики показывает, что по ненавязчивой рекламе граждане не так часто обращаются в фас — не обращают внимания на нарушение прав, не знают, куда обращаться, а если обращаются, то не всегда могут доказать нарушение.

Отсудить деньги за что?

Гражданин может обратиться за возмещением морального вреда, но такое обращение возможно только в судебном порядке.

А по делам о навязчивой рекламе целесообразно обратиться в органы ФАС, и уже только после того, как антимонопольный орган вынесет решение можно обратиться  в суд. Но в целом практика показывает, что шансы по возмещению денег в таком случае не велики.

Какие схемы используют продавцы в сфере рекламы?

  • Не полностью указывают условия рекламного предложения , либо указывают их так, что потенциальный потребитель не сразу их видит – мелким шрифтом, малозаметным цветом в массиве текста.
  • «Холодные звонки» и смс — навязчивые рекламные предложения (записаться на услугу по выгодным условиям);
  • Рекламные объявления, которые создают смешение и вводят потребителя в заблуждение посредством ассоциаций с предложениями конкурентов, которые известны потребителям. Рекламное предложение выглядит так, что потребитель думает, что обращается за услугой в известную организацию (используются схожие общеизвестны цвета, символика конкрурента). Вспомнить пример про извещение о поверке счётчиков –типовые бланки, штрихкоды, таблицы расчёта нормативов.

Куда обращаться, если заметил нарушение?

В антимонопольные органы. В Санкт-Петербурге —  УФАС по  Санкт-Петербургу, в ситуации с навязчивой рекламой в УФАС есть Отдел антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы.           
Если сотрудники антимонопольных органов понимают, что обращение не входит в их компетенцию и гражданину надо обращаться в суд, либо в Роспотребнадзор, то на это гражданину укажут либо сразу в канцелярии при приеме жалобы, либо далее ответ подготовит сотрудник-исполнитель, который начнёт работать с обращением гражданина.

 Если гражданин ошибся с подведомственностью — например, следует обратиться не в УФАС по Санкт-Петербургу, а в УФАС по Ленинградской области, то сотрудники УФАС сами передадут дело по подведомственности.

Что может послужить доказательством?

В случае с навязчивой рекламой:
— фото рекламных вывесок, предложений (где мелким шрифтом прописаны условия или, наоборот, условия на вывеске отсутствуют);
— скриншоты смс-сообщений и писем на электронной почте (смс с рекламными предожениями);
— аудиозапись звонков (например, можно записать разговор с «рекламщиком» на диктофон, если Вы уже знаете номер  — медицинская клиника настойчиво звонит несколько раз с предложением пройти мед.обследование на выгодных условиях).       

Какое наказание?

За навязчивую рекламу штрафы от 100 до 500 т.р. Но по таким делам из антимонопольный  орган (из практики) назначает штраф за такие правонарушения по минимальному значению — 100 т.р. Ситуация  с ДЛТ это подтверждает — 2 штрафа по 110 т.р. Ст.14.3 КоАП РФ.

Если это субъект малого бизнеса – антимонопольный орган не назначает штраф сразу, а выносит предупреждение о дальнейшем привлечении к административной ответственности . Если после предупреждения нарушение будет исправлено,  то штраф не назначается.