Законность назначения наказания за нарушение режима самоизоляции

Законность назначения наказания за нарушение режима самоизоляции

В данной статье будет рассмотрен правовой статус введенного режима повышенной готовности и самоизоляции. Многие   высказываются в пользу неправомерности ограничительных мер, однако призывают людей соблюдать карантин, а власть обратить внимание на закон. Люди волнуются.

COVID-19- то о чем сейчас говорит весь мир. Коронавирусная инфекция COVID-19- это инфекционное заболевание, вызванное новым коронавирусом, который ранее у людей не обнаруживался. Воздействие данного вируса приводит к развитию респираторного гриппоподобного заболевания.

Новый тип коронавируса начал распространяться в конце декабря в китайском Ухане. На данный момент инфекция распространилась почти по всем регионам России. Бесследно, вспыхнувшая эпидемия не пройдет ни для кого из наших граждан.

Как только число заболевших стало увеличиваться, во всех регионах страны, и в первую очередь в столице Мэр начал вводить ограничения для граждан, законность которых остается под большим вопросом. 

Фото: Алексей Майшев/РИА новости

Хотелось бы обратить внимание и рассмотреть правовой статус Указа Мэра 12-УМ. Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 №12-УМ действительно издан в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее-ФЗ №68), а также с опорой на Закон г. Москвы от 05.11.1997 №46 «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Оба закона дают Мэру Москвы право на введение режима повышенной готовности. Однако, я хочу обратить внимание на некоторые аспекты.

Во-первых, режим повышенной готовности не покрывает тему коронавируса. ФЗ № 68 и Закон г. Москвы регулируют отношения в сфере защиты населения от ЧС природного и техногенного характера. Однако коронавирус является вирусным инфекционным заболеванием и не имеет природного, а уж тем более техногенного происхождения. Именно поэтому власть, фактически признавая превышение Мэром (равно как и главами ряда других субъектов РФ) своих полномочий, быстренько нацарапала законопроект с предложением дополнить ФЗ № 68 случаями распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.

Во-вторых, режим повышенной готовности не покрывает тему самоизоляции граждан. Даже если признать законным режим повышенной готовности по поводу коронавируса, то нельзя не заметить, что ФЗ № 68 никак не предусматривает каких-либо ограничительных мер по отношению к гражданам, включая требование сохранять режим самоизоляции. Режим повышенной готовности, исходя из статьи 4.1. ФЗ № 68, вводится для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, которое не предусматривает введенных Собянином ограничений.

Введение ограничительных мероприятий, в том числе ограничение передвижения граждан, возможно либо в рамках введения карантина, либо в рамках введения чрезвычайного положения, по-моему мнению к началу мая правительству все-таки придется взять на себя ответственность и ввести режим чрезвычайного положения.

С учетом принудительной изоляции ряда граждан в больницах и введенного на определенных территориях режима самоизоляции, активно поднялась тема нарушения конституционного права граждан на свободу передвижения (ст. 27). Однако здесь как раз обошлось без нарушений, если не считать нарушения порядка введения фактического карантина. Конституция РФ допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты … здоровья, прав и законных интересов других лиц. Такие ограничения могут быть установлены федеральным законом (ч. 3 ст. 55).

В нашем случае ФЗ № 52 как раз дает основания для изоляции не только больных инфекционными заболеваниями, но и лиц с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лиц, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней при условии, что они представляют опасность для окружающих. Напомним, что с 11 февраля 2020 года коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (ПостановлениеПравительства РФ от 01.12.2004 № 715 в ред. от 31.01.2020 № 66.

В итоге на сегодняшний день в Москве введены достаточно жесткие ограничительные меры по отношению к гражданам и бизнесу в связи с распространением новой инфекции. Москва будет контролировать нарушителей с помощью камер, телефонного биллинга и банковских трансакций.

Несмотря на то, что принимаемые меры действительно направлены на снижение рисков распространения опасной инфекции, по каким-то причинам руководство г. Москвы не хочет называть принимаемые меры карантином и вводить карантин так, как это предусмотрено федеральным законодательством.

При этом ответственность за нарушения карантинных мер ужесточается, а как будут применяться новые санкции на практике еще неизвестно.

С уважением,
Юрист «Группы Компаний «Консалтум» Эминова Мария Дионисовна